Как проводить мониторинг образа жизни чиновников, НАПК еще до конца не знает
Опубликованно 06.03.2017 07:45
НАТАЛЬЯ КОРЧАК - президент Национального агентства по предупреждению коррупции. Доктор юридических наук. В 1994 и 1995 гг. работал в качестве эксперта по вопросам недобросовестной конкуренции в Компетенцию комитета Украины. С 1995 года по 2003 год, в качестве преподавателя гражданского права в Черновицком национальном университете. Федьковича. С 2004-2013 годы, как профессор и директор кафедры экономического права и процесса в юридическом институте НАУ. 2013-2015, доцент кафедры административного и финансового права Национальной академии прокуратуры Украины. 2015 г. – доцент кафедры административно - правовых дисциплин. Параллельно работала юристом в Киевском офисе компании "hoff Яблонски и партнеры". Автор первого в Украине учебного пособия "право Украины"
Влащенко: Сегодня у нас в гостях председатель Национальной комиссии по предупреждению коррупции Наталья Корчак.
Добрый день. Прошел почти год после своего назначения. Исполнились его планы, что да, что намечали? Удалось добиться чего-то в это время?
Корчак: 28 марта прошлого года состоялось первое официальное собрание четырех членов Нацагентства, где меня избрали председателем. Буквально, 30 марта, был зарегистрирован в качестве юридического лица. С этого момента у нас началась череда организации процедуры, на которые ушло почти 2 месяца. У нас не было средств для развития – это вариант, когда государство дает зарплату, но забыл вложить в бюджет все, что называется развитием.
- Мне кажется, что это важно, что удалось в этом году, что есть электронное заявление.
- Электронные декларации является то, что на слуху. Но мы по-прежнему работает с 1 июля процесс государственного финансирования политических партий. То есть, мы начинаем получать отчеты.
- И вы же верите в то, что как только начнется государственное финансирование политических партий, там исчезает сотрудничества с олигархами, коррупцией?
- И первые результаты уже. Во-первых, партия представила отчеты. Во-вторых, когда получили государственные фонды, которые не начали проводить слева направо. Они с нами советовались, на что можно потратить эти средства.
- Это будет поводом, чтобы исключить остальные средства?
- По крайней мере, это уже начинает дисциплинировать. Мы находимся в процессе анализа отчетов проверить источники финансирования партий. Сегодня, два из них – государственное финансирование для крупных партий и взносы юридических и физических лиц в определенном объеме. На сегодняшний день, мы уже определили нарушение этих взносов, и уже составили три административных протокола, и направил ее в суд. Я надеюсь, что уже будет случаях конфискации этих взносов.
- Вы можете привести пример, кто имеет эту проблему?
- У нас есть вся информация о партиях и размещаем на вашем сайте. И протоколы, буквально свежий.
- И что у вас есть, Гройсманом? Почему он не был доволен вами?
- Лично, лично я никогда с ним не общался, кроме одной встречи, где я должен был сказать, когда будет запущена система е-декларации. Мы являемся центральным органом исполнительной власти и подотчетны Кабмину, и несут ответственность перед ВР. Этот дуализм и более того-коллегиальная форма организации труда. Я думаю, что мы найдем точки соприкосновения, так что это уже, инициирую и вопросы, и встречи с ним. Недавно я инициировал создание межведомственной рабочей группы, потому что в разгар этих дебатов по поводу заказов, текущие работы, мы забыли, что Нацагентство должно подготовить Национальный доклад о реализации мер противодействия коррупции.
- Мы увидим в течение двух месяцев новые декларации с 2016 года?
- Да, система электронного декларирования работает.
- Всех победили в заявления 2015 году много денег наличными, который заявил, что наших депутатов. И что теперь? Если у вас есть механизмы, чтобы проверить то, что написано в декларации?
- Это вопрос, который волнует всех, и меня в частности. Когда читаешь заявление, вы понимаете, что кто-то смеялся, кто-то писал, что в случае, если кто-то, возможно, обращал внимание кто-то, в общем, ничего не написал. Проблема в том, что мы превентивного органа. Мы не наделены функциями правоохранительного органа, для выполнения какой-то тип и оперативно-розыскные действия. Мы своих функций, проверки заявления и мониторинга образа жизни должны проводиться без вмешательства в личную жизнь. Что это такое – никто не знает. И это как раз тот случай, что Украина взяла в свое время очень амбициозные обязательства, потому что, как я понимаю, европейцы от нас не требовали такого заявления, в связи с количеством человек, которые должны представить. Цель идеи в отношении топ-чиновников, и у нас получилось, как всегда. Проверка денежных средств, может, будет выполнить в этот период, но мы не можем сказать, что мы принесли наличку – то, деньги, ходить в кружок. Тем более, я знаю, что много людей покидает. Таким образом, этот вопрос мы обязательно будем решать в процессе своей работы, возможно, опираясь на собственный опыт, собственные ошибки. Я спрашивала коллег из НАБУ, можем ли мы включить их специалистов, или воспользоваться их в ресурс для проверки заявления. Мне сказали, что есть УПК – вне конкуренции. Это параметр, что жизнь поставила перед нами задачу.
- Имеет ли смысл внести изменения в закон о НАПК?
- В целом, создание НАПК в том же формате, что мы сегодня имеем, это не более, чем оправдан. Например, коллегиальная форма организации труда, когда мы все равноправны, и для меня это только организационная функция и координации их деятельности.
- Если, в теории, видит преступления в действиях депутатов, то, что вы делаете после?
- Мы, наконец, поставили точку в порядок проведения аудиторской проверки. Когда уже этот заказ будет зарегистрирован и опубликован, мы приняли решение о начале проведения проверки. И с этого момента мы уже официально мы проверяем декларации, мы называем лицо, чтобы дать пояснения.
- Уже будет работать с заявлениями в 2016 году?
- Все, кто подал заявление на 2015 год, подается в 2016 году. Это, по сути, одно и то же заявление с актуальными данными. Следовательно, базой у нас будет. Следующая проверка заявлений, является гораздо более простой процесс.
- Если вы видите, что какой-то депутат замешан в коррупции, что вы будете делать?
- Тогда мы формируем дела и его разрешение, указывая на его юрисдикцией, или на НАБУ. Мы в этой части работаем с НАБУ, и в части политических партий - с Нацполицией.
- Один из членов НАПК, А. Рябошапко получения кредитной карты деньги организации "ПРООН". В пояснениях он утверждал, что тогда не был на государственной службе. Пытались ли вы эту историю?
- Мы не имели возможности проверить, потому что мы избираемся о конкурсе, и мы не можем поставить под сомнение легитимность избранного члена Национального агентства. Работал в Министерстве юстиции, к нашей работе это отношения не имело, но он задавал мне вопросы о том, что находится в конфликте интересов в отношении ПРООН. Он критиковал и меня, и НАПК, когда мы имели вопросы о программном обеспечении. В последнее время снова группами давления, которые мы должны принять на баланс, четвертый, пятый программного модуля, то, что называется "Автоматическая система проверки данных и проверка заявления". Даже, когда она не дает, если мы возьмем на баланс, это наша ответственность. Мы стараемся выйти из дипломатического таких ситуаций, потому что меня не перестает действовать в отношении его коллеги по работе, так как он иногда. Я считаю недопустимым, когда через "facebook" начинается с оценки действий своих коллег, что недопустимо было бы на государственной службе. На самом деле, проблема, что, когда были внесены изменения в закон о службе гражданской и разделен политических деятелей и государственных служащих, в отношении сотрудников остались норм профессиональной этики. И политическая фигура – "все, что мы хотим, и мы говорим".
- Его коллега А. Радецкий был арестован за вождение в состоянии алкогольного опьянения. "То, что знает эту историю?
- Я знаю, этой истории ровно столько, сколько и вы знаете, из прессы. Но, как по мне, все, что является воплощением руководство НАПК – не должны допускать даже мельчайших деталей. Все это связано с НАПК. Вся эта ситуация, которая сложилась, - это еще один предмет для размышления. Это то, что всегда говорил, что в определенных кругах, но у меня не всегда слушают. Хотя каждый человек-это то, что может произойти.
- Если вы отслеживаете историю со странным обогащения людей, которые являются политическими фигурами? Как вы для себя выстраиваете приоритеты – кому сегодня это нужно проверять?
- Закон не устанавливает очередности. Во-первых, нужно убедиться, что заявление и позвонить, чтобы дать пояснения. Каким будет объяснение, проводить процедуры проверки. Заявление-это не свидетельство, где что-то появилось. Это называется мониторинг образа жизни" - это серия процедур. Как отслеживать стиль жизни, мы еще не знаем. Мы консультировались с послом Италии, потому что я должен пойти и подписать меморандум о борьбе с коррупцией власти Италии. Он сказал, что они только делают первые шаги под наблюдением стиль жизни. Но как раз этот мониторинг включает в себя то, что проверяется образ жизни не только субъекта заявление, но и их семьям. Будет отслеживаться ряд последовательных действий. Чтобы сделать правильный выбор, нужно провести сравнительный анализ характера. Он может дать ответ на некоторые вопросы, но когда накапливается ряд... таким образом, важным является сотрудничество с журналистами, с обличителями, что предоставляет определенную информацию, с тем, чтобы сравнить. Но, во-первых, мы будем тянуть декларации.
- И вы можете взаимодействовать с фискальными службами других стран?
- В рамках оказания юридической помощи – да.
- Есть ли давление со стороны депутатов, своих коллег, со стороны властей? Были вызовы?
- Нет, не сделали. И, возможно, именно из-за того, что еще не человек власти, таким образом, нет никакого давления, не было. Если говорить о давлении в опосредованной форме, тогда, действительно, то, что задаются вопросы, которые вы не можете ответить на вопрос, потому что вы не можете объяснить технологию, например. То, что ты просишь денег, а тебе говорят, что уже все, что есть. На первых этапах это были такие вопросы, которые нам сказали, что нам помогут международные организации.
- Когда мы слышим первые фамилии лиц, которые НАПК подозрений в коррупции?
- После того, как официально был опубликован документ " о порядке проведения проверок, начиная со следующего дня, мы можем начать официально проводить проверку.
- Ваш вопрос?
- Вы считаете, что мы будем жить в богатой Украине?
- Я действительно хочу, чтобы так было.
Спасибо, Наталья.
Категория: Интернет