Плохие дороги? На это можно повлиять с помощью открытых данных и правильных обращений
Опубликованно 09.02.2021 06:55
Eщe нeскoлькo лeт нaзaд слoжнo былo прeдстaвить, a тeм бoлee oтслeдить, нa чтo и кaк трaтят гoсудaрствeнныe дeньги. Мнoгoe измeнилoсь с принятиeм пoстaнoвлeния КМУ oб oбязaтeльнoм oткрытии дaнныx oргaнaми влaсти.
Сeгoдня дeсятки укрaинскиx прoeктoв в рaзныx сфeрax — oт трaнспoртa дo мeдицины — испoльзуют open data. Кaждый нoвый oткрытый рeeстр — этo пoбeдa нe тoлькo чтобы IТ-рaзрaбoтчикoв, нo и для oбщeствeннoсти, вeдь oн дeлaeт прoзрaчными дeйствия бизнeсa и влaсти, дaeт вoзмoжнoсть умeньшить урoвeнь кoррупции.
В ближaйшиe отлично лeт в нaшу жизнь прoчнo вoйдeт "Бoльшoe стрoитeльствo" — сoвмeстнaя прoгрaммa прeзидeнтa Укрaины и Кaбминa, кoтoрaя прeдпoлaгaeт инфрaструктурную мoдeрнизaцию стрaны. Нa нee выдeляют кoлoссaльную сумму: тoлькo в 2020-м — oкoлo $4,6 млрд.
Нo мoжeм ли ты да я прoкoнтрoлирoвaть, кудa имeннo oни пoтрaчeны?
сoвмeстнo с прoeктoм USAID/UK aid "Прoзрaчнoсть и пoдoтчeтнoсть в гoсудaрствeннoм упрaвлeнии и услугax/ TAPAS" прeдлaгaeт нa примeрe тaкoй близкoй и пoнятнoй истoрии, кaк стрoитeльствo дoрoг, рaзoбрaть вoзмoжнoсти open data. Кaк oткрытыe дaнныe мoгут пoмoчь кaждoму с нaс влиять нa прoцeсс стрoитeльствa дoрoги, кoнтрoлирoвaть испoльзoвaниe дeнeг, выдeлeнныx с бюджeтa, и дaжe зaстaвлять пeрeдeлaть рaбoту, eсли oнa oкaзaлaсь нeкaчeствeннoй.
Рукa руку мoeт? Нe в этoт рaз. Курс oбщeствeннoгo кoнтрoля
Цикл стрoитeльствa то есть (т. е.) рeмoнтa любoй дoрoги мoжнo услoвнo рaздeлить нa чeтырe пeриoдa. В кaждoм изо ниx у нaс eсть вoзмoжнoсть брать нa прoцeссы — oпрeдeлить учaстoк угоду кому) рeмoнтa, кoнтрoлирoвaть выбoр пoдрядчикa, eгo рaбoту, испoльзoвaниe срeдств.
Рaссмoтрим пo пoрядку сeрвисы нa oснoвe oткрытыx дaнныx, кoтoрыe oблeгчaт нaшe учaстиe и кoнтрoль в тaкoй xлoпoтнoй зaтee.
Этaп 1. Плaнирoвaниe рeмoнтa
Жeлaтeльнo ужиться в рoль "кoнтрoлeрa" ужe нa пeрвoм этaпe. Кaк пoмoчь органам власть сделать ваше передвижение ровно по дорогам более комфортным?
Пользу кого начала надо определить наименование дороги с "проблемным" участком (в этом поможет всемирная паутина-карта или дорожный геокалькулятор) и ее балансодержателя. По (по грибы) пределами населенных пунктов сие могут быть дороги государственного значения (М, Н, Р, Т), которые находятся нате балансе служб автомобильных дорог в областях, alias местного значения, пребывающие держи балансе облгосадминистраций. Улицы разве дороги коммунальной собственности в населенных пунктах в большинстве случаев содержатся в балансе горсоветов.
Вооружившись вводными данными, можете предпринимать к процессу устранения дефектов сверху интересующем участке дороги: поставить повреждения дорожного покрытия и адресовать обращение с просьбой выполнить дорожные работы.
Даже если речь идет о дороге государственного значения, ведь следует воспользоваться "Интерактивной картой Укравтодора". Симпатия предоставляет актуальную информацию о ситуации возьми дорогах Украины, о состоянии проезда точно по автодорогам. И самое главное напрямую на самой карте существует часть для обращения, с помощью которого не возбраняется пожаловаться на плохое абстиненция дороги, помехи движению. Требование попадает к диспетчеру, а дальше ваш брат сможете отслеживать статус обработки и рассмотрения жалобы.
Благо речь идет о дорогах местных и коммунальных, ведь обращаться нужно в облгосадминистрации или — или муниципалитеты. Но перед сим следует собрать информацию.
Помочь в таком случае может схема Инициативы по прозрачности инфраструктуры CoST Ukraine — портал "Прозрачная инфраструктура". Некто формирует аналитику на основе открытых данных Prozorro и данных, которые неповторимо вносят распорядители средств — заказчики дорожных работ и услуг.
Схема позволяет проверить, осуществлена ли хлебозакупки ремонтных работ на участке интересующей дороги.
К примеру, когда проведена закупка для ямочного ремонта, хотя не указано, какие прямо участки дороги будут отремонтированы, ваша сестра можете обратиться к балансодержателю (в горсовет, облгосадминистрацию не то — не то Службу автомобильных дорог) со ссылкой держи эту закупку и просьбой зачинить тот участок дороги, кой вас интересует.
Если в области маловыгодный проводили закупку на тимберовка интересующей дороги, существует кто-то другой вариант обращения, который предусматривает помещение участка в перечень объектов на ремонта в следующем году.
Ни дать ни взять добиться того, чтобы дальтонизм, который мешает вашему передвижению, устранили?
Существует четверка шага, как сделать этак, чтобы дорогу или ее участки включили в перечисление объектов для ремонта. Настоящий алгоритм разработан специалистами CoST в рамках совместного проекта CoST Ukraine с USAID ВзаємоДія — "Очевидность и подотчетность при проведении дорожных работ возьми дорогах местного значения: города и громады" и опробован региональными координаторами в нескольких регионах Украины.
4 шага к ремонту дороги
- Стопа 1. Определите индекс и балансодержателя интересующей вы дороги.
- Шаг 2. C помощью Дорожного чат-бота через CoST Ukraine (https://www.messenger.com/t/RoadBotUkraine) загрузите бланки обращений к интересующим балансодержателям.
- Акт 3. Заполните бланки, дополнив молитва детальным описанием обстоятельств, которые создают тернии вашему комфортному передвижению, фотографиями, замерами и характеристиками дефектов дорожного покрытия, а опять же координатами их местонахождения.
- Этап 4. Направьте обращение на электронный код балансодержателя, который в соответствии с действующим законодательством обязан перетереть его и поставить вас в знаменитость о принятом решении в течение 30 календарных дней.
Возьми принятие решения влияют объемы работ, необходимые ради восстановления целостности дорожного покрытия, и количество финансирования, полученный балансодержателем.
Сплошь и рядом из-за ограниченного бюджета распорядителям средств случается из нескольких объектов забаллотировать один, наиболее значимый с целью города или области.
Не что иное поэтому при формировании обращений умно заручаться поддержкой других заинтересованных лиц — местных депутатов, представителей общественных организаций, бизнеса, учреждений социальной окружение — школ, садов и больниц. Экуменизм активных граждан с региональными координаторами CoST подтверждает решительность такой поддержки. Уже следующий год региональные координаторы помогают жителям по-человечески и по адресу "жаловаться" для неудовлетворительное состояние украинских дорог, а равным образом контролировать закупки в дорожной отрасли и ладья выполненных дорожных работ.
Более всего обращений — больше шансов достигнуть ремонта и комфортного передвижения.
Как например, житель Киева, воспользовавшись Дорожным ботом, написал заявление об устранении аварийно-опасных выбоин объединение ул. Н. Василенко. Через вроде дней дефекты ликвидировали.
Полоса 2. Тендерные закупки
Возьми втором этапе вы располагаете арсеналом сервисов, которые помогут увериться — вас не обманывают, и касса, выделенные на ремонт может ли быть строительство вашей дороги, идут числом назначению. Что вы можете нафигачить? Проводить мониторинг публичных закупок, выбора подрядчиков и в случае выявления нарушений — (руко)водить жалобы в контролирующие органы.
Вопреки на то, что тендеры проходят громко, коррупционные риски довольно высокие — сие и искусственное завышение стоимости услуг, за глазами конкуренции среди подрядчиков. Вдоль оценкам правоохранительных органов, в бадняк коррупция в публичных тендерах получи и распишись строительство и ремонт дорог может основывать 10-15 млрд грн.
Попробовать добропорядочность подрядчиков, познакомиться с их стоимостный политикой поможет Prozorro. По причине этой площадке можно проштудировать связи между участниками тендера, предпосылка конкуренции в ходе торгов.
Пожирать и проекты, которые упрощают "выявление" и сразу генерируют необходимую информацию изо Prozorro. Например, сервисы Nora, Dozorro, CoST Ukraine, Clarity Project, YouControl сверху базе открытых данных обнаруживают признаки сговора бери тендере, связи между участниками строительного рынка.
Ежели тендер вам кажется подозрительным, и ваша сестра набрали достаточное количество доказательств, их нужно уткнуть в Государственную аудиторскую службу. В самом тендере встроена кнопочка жалобы в Аудиторскую службу, зачем существенно облегчает подачу жалоб.
Кабы оформление жалобы вызывает сложности — обратитесь вслед поддержкой к координаторам проектов CоST и Dozorro. Они помогут рассчитать собранные данные и написать жалобу. В случае подтверждения нарушений Антимонопольный комиссия добьется отмены тендерных закупок и, в чем дело? немаловажно, компенсации со стороны нарушителей.
К примеру, общественные организации с через инструментов на основе открытых данных, изучив контракты и взаимоотношения между игроками на дорожном рынке, выявили, ась? в 2019 году десять компаний выиграли примерно половину всех тендеров бери 42 млрд гривень — сие почти 48% от общей стоимости подрядов.
Да они зафиксировали распределение деятельности компаний вдоль областям, в соответствии с чем предположили, что-то существует региональная монополия получай выполнение ремонтных работ. Возьми основании полученной информации активисты отправили серия запросов в Государственную аудиторскую службу объединение разным тендерам с целью проверки соблюдения процедуры закупок.
Страница 3. Строительство/ремонт
Незаинтересованный этап — самый напряженный и многозначительный. Предстоит контролировать работу заказчика, непроизводительность использования средств и мониторить совершение работ.
Оценить денежный тема поможет портал использования публичных средств spending.gov.ua. Дьявол собирает данные о ходе ремонта дорог, средствах, которые поглядишь потратили заказчики.
Так, бери основании данных на порталах data.gov.ua и spending.gov.ua, общественные организации может проверять наличие неиспользованных средств получай содержание дорог и заставлять органы полномочия провести ремонт.
Помочь получи этом этапе также могут проекты для основе открытых данных CoST "Прозрачная инфраструктура" и Антикоррупционная картишки ремонтов.
Они позволяют обследовать тендеры на выполнение ремонтных работ неужели строительства и объем работ, входящих в данный ремонт в любом населенном пункте.
Все информация о тендерных закупках загружается в режиме реального времени изо системы Prozorro. По результату жалоб команды проектов направляют требования в органы власти.
К примеру, старожил Ивано-Франковска подал жалобу после Антикоррупционную карту ремонтов о некачественном расширении проезжей части дороги, идеже подрядчик оставил участок у тротуара за исключением. Ant. с асфальтового покрытия, хотя деньги на эти работы выделили. Истечении (года) обращения к заказчику работ — городскому совету Ивано-Франковска — подрядчика заставили создать дефекты.
Этап 4. Эксплуатация дорог
Четвертый этап — бесконечный: следить за состоянием дорог по времени окончания ремонта, обращаться к заказчику рядом выявлении изъянов на дороге, мониторить применение дорог и обращаться на правительственную горячую линию и в полицию, неравно есть необходимость. Например, на случай если вы постоянный свидетель трафика большегрузного транспорта возьми дорогах.
Проследить за качеством строительных работ могут помочь координаторы CoST Ukraine. Чтобы этого на почту проекта надо бы направить соответствующие запросы. Майна проводит проверку качества выполнения работ, соответствия размещенной информации собственно выполненным работам. По результатам инспектирования одиннадцать надежд готовит обращения в профильные органы власть для устранения повреждений.
По причине открытым данным и общественному мониторингу состояния дорог, координаторы CoST Ukraine в 2018-2020 гг. обследовали 42 дороги и 17 мостов и в случае выявления дефектов обращались с запросами к балансодержателям сих объектов, которые, в свою черед, побудили подрядчиков выполнять гарантийные обязательства.
В целом, "темных" зон инфраструктуры с прицепом, чем нам может предстать взору на первый взгляд. Коррупционные риски кроются малограмотный только в закупках, но и для других этапах — в планировании, непосредственном выполнении работ, контроле качества т.д..
Да в открытом доступе немало инструментов, которые могут помочь нам пролить божий свет на "темные" зоны и успешно осилить с таким хлопотным делом, в качестве кого ремонт или строительство.
В материале использовали информацию изо аналитического отчета "Антикоррупционное и социальное (воз)действие открытых данных в сфере строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог Украины", подготовленного в рамках USAID / UK aid проекта "Понятность и подотчетность в государственном управлении и услугах/ТАРАS" и подле содействии Министерства цифровой трансформации Украины.
Неравно Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам Open Data дороги смета ремонт дорог местный смета жалобы плохие дороги ноу-хау данныеКатегория: Интернет