Координатора и коммуникатора: как роль классного руководителя


Опубликованно 07.07.2020 14:22

Координатора и коммуникатора: как роль классного руководителя

Полторы тысячи учителей в школах столицы в эти дни пройти обучение по программе профессиональной переподготовки "коллективный психолог детский", организованной Московским городским педагогическим университетом (МГПУ). Как изменить задачи и функции классных руководителей в современной школе? Какие навыки пришли? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал руководитель программы, кандидат психологических наук, ученый секретарь Ученого совета Московского государственного педагогического университета Роман Комаров.

— Роман Викторович, меняющиеся задачи классного руководителя в современной школе?

В последние годы они были кардинально переосмыслены. В начале классного руководства был своего рода приставкой к основной нагрузке учителя. Как в старом анекдоте про пожилого учителя, который в темной атаки переулке грабитель и говорит: "Дай часы", а она ему отвечает: "Часы не отдам. Возьмите лучше классное руководство".

Вдохновлять и мотивировать: хороший наставник необходим для каждого студента

Функции координатора подчеркивает новую грань компетентность классного руководителя: он координирует работу всего педагогического коллектива и имеет право устанавливать его траектории. На уровне координатора, классного руководителя, а смысл до сих пор стоит и интегратор всех доступных образовательных ресурсов города в интересах ребенка.

Как связист, классный руководитель ориентируется на гармоничное общение между всеми основными участниками образовательного процесса: это не только преподаватели или группы студентов, а также семейные. Ее доверие к московской школе напрямую зависит от этой функции классного руководителя.

Он подставляет всех этих различных типов отношений между студентами, родителей, педагогов, администрации, школьных психологов, ресурсы, капитал образования, помогая вашему ребенку развивать свой потенциал успеха и творческого качества, для достижения высоких образовательных результатов. Он живет жизнью класса, знает и понимает каждый ученик может реагировать на различные ситуации и играть главную роль.

Именно в таком ракурсе мы посмотрели на классного руководителя, когда он разработал структуру и содержание программы профессиональной переподготовки "психолог детский коллектив".

— Кто и как создавали эту программу?

— Инициатива исходила от Департамента образования и науки города Москвы. Главным подрядчиком стал Московский городской педагогический университет, в сотрудничестве с Городской психолого-педагогический центр и Ассоциация классных руководителей. С марта по июнь 2020 года первые полторы тысячи учителей московских школ прошли обучение, теперь они ходят на выпускные экзамены.

До начала пандемии, программа была сбалансированной в отношениях между удаленными и очных тренингов. Переход к самоизоляции стал очевидной проблемой, но мы были почти бесшовные.

МГПУ всегда была на границе дистанционного обучения. За несколько лет до пандемии, мы разработали дистанционные формы работы, в частности, на программу "Развитие магистерских детской одаренности", научным руководителем которой я являюсь.

Поэтому мы только быстро адаптировать программы "психолог детский коллектив" под далекими: переформатировать часть контента изменили структуру классной комнаты, чтобы обеспечить эффективное включение студентов в учебно-воспитательном процессе. В этом смысле наша программа успешно показала, что новая концепция "полноценные занятия в дистанционном формате," имеет право на существование.

Теперь, когда программа закончит работу, очень приятно получить от аудитории обратную связь, что программа обучения была очень своевременная поддержка и помогла им воплотить свои работы со студентами на расстоянии на новый уровень. Получите двойной эффект.

— Что конкретно вы учили студенческих лидеров?

— Основное внимание в нашей работе является качество, что повысит конкурентоспособность учителя в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, умение принимать решения в ситуациях неопределенности, цифровых компетенций, исследовательских навыков. Ориентирована исключительно на звук психолого-педагогических знаний и освоение современных психологических и педагогических технологий.

Поэтому в программе был разделен на пять модулей.

Первый модуль был посвящен проблемам современного детства. Мы понимаем сегодня, что дети не такие, какими они были десять или двадцать лет назад. Цифровая среда стала настолько тесно связана с развитием нашей психики и сознания, сказав, что рис-это не только внешний придаток,. Дети имеют качественно новые особенности мышления, памяти, внимания и так далее. И если взрослый будет их игнорировать, он просто потеряет контакт с ребенком.

С другой стороны, очень важно показать, что существует фундаментальное ядро, и, меняя нюансы, принципиально не изменяется. Например, такие ценности, как общение, дружба, любовь-это то, что проходит через века и имеет свои законы, это должно работать.

— Что являлось предметом других модулей программы?

— Во втором модуле мы занимаемся проектированием и создание комфортных и безопасных условий обучения. Окружающая среда это не только пространственная составляющая, но и социально-психологические, организационные и технологические.

Третий модуль направлен на управление взаимодействия основных участников образовательного процесса. Мы учили учителей "восстановительный подход" — как снять конфликтные ситуации во взаимоотношениях педагогов с родителями; как помочь детям в конфликтных ситуациях; как строить отношения администрации и родителей. Но прежде всего, как на самом деле участвовать в их предотвращении.

Третий модуль был реализован специалистами восстановительного подхода от Городской психолого-педагогический центр. Я внимательно слежу за тем, как наши студенты работают над курсовыми работами, которые они будут защищать. Среди этих проектов часто встретить развитие школьных служб примирения.

Четвертый модуль был посвящен ребенку в классе, форматы и технологии работы с командой — как организовать работу, различные игровые форматы взаимодействия для того, чтобы не потерять внимание детей, мотивировать их, чтобы сплотить коллектив и так далее.

— И, наконец, пятый модуль...

На мой взгляд, это был один из самых важных модулей программы. Он был посвящен учебный и жизненный успех детей. Само понятие успеха постоянно меняется, спрос на новые компетенции, умения и навыки. И если мы хотим, чтобы школы не только учат детей и подготовить их к успешной жизни, то учитель должен обладать этими качествами.

Поэтому мы не только говорили о фундаментальных концепций целеполагания, проблемы способностей, интеллекта и креативности, а также поставить учащихся перед заданиями, которые чаще всего выбили их из колеи. Прошла обучение по программе в этом смысле на высоком уровне сложности с ориентацией на способности и личностный потенциал. Развитие всегда требует преодоления. Настоящая победа не легко

— Вы планируете продолжить работу над программой?

Мы видим, что наш опыт является очень популярным. Если все останется в силе, в ближайшие год-два программа обучения будет покрывать до 30 тысяч студенческих лидеров из Москвы. Наша задача института классного руководства стал водитель на новый уровень качества образования каждого ребенка в каждой школе. Мы хотим видеть классного руководителя по возвращении из нашей программы в ваш класс может не интуитивно, а профессионально помочь каждому ребенку для достижения личностно значимых для данного конкретного исхода ребенка.



Категория: Интернет